В Государственной Третьяковской галерее закрывается отдел новейших течений,созданный для хранения и демонстрации современного искусства. И хотя администрация ГТГ уверяет,что речь идет лишь о реструктуризации музея,создается впечатление,что участь нового и новейшего искусства в Третьяковке решена.
Картина Владимира Дубоссарского «Вот так» из собрания отдела новейших течений
Коллаж автора
Отдел был создан 23 года назад— воктябре 2001-го. Аколлекцию начал собирать еще вконце 1980-х Андрей Ерофеев,будущий первый глава отдела. Собирал сначала как собственную,потом как собрание современного искусства музея-заповедника «Царицыно».
Вместе сЕрофеевым еесобирали Наталия Тамручи,Владимир Левашов,Сергей Епихин,Евгения Кикодзе. Впоследствии собранные ими 2500 работ влились всобрание ГТГ—казалось,навсегда. Нотак здесь небывает. После февраля 2022 года тренд стал очевиден: выставки,подготовленные отделом,подвергались цензуре,кастрировались изапрещались. Виюле руководство ГТГ вынудило уйти сосвоего поста Ирину Горлову,возглавлявшую отдел с2017 года. Икогда втечение нескольких месяцев ненашли никого нового наееместо,стало понятно,что инесобирались искать.
Все встране советов движется покругу,изнаменитый афоризм Ильи Ильфа «Тяжело инудно среди непуганых идиотов»— всегда пронас.
Век назад вРоссии уже прославляли современное искусство— стемже пылом,скаким через 10 лет запрещали. В1929 году ликвидировали Музей живописной культуры— первый вмире музей актуального искусства,вкотором хранились шедевры авангарда 1910–1920-х (одновременно были уничтожены другие подобные музеи,открытые вПетрограде идругих городах параллельно смосковским).Накануне закрытия МЖК его коллекцию поделили на12 списков. Живопись,графику,скульптуру предписывалось разослать впровинцию,продать,раздать…
Работы изпоследнего списка подлежали уничтожению,аизпервого передавались нахранение вГТГ. Частью иони были утрачены,частью лежали взапаснике— недай бог кто увидит. Сегодня эти вещи признаны мировыми шедеврами,ноихавторы исобиратели дотриумфа недожили. Вконце 2019 года,кстолетию МЖК,Новая Третьяковка посвятила ему реквием— выставку-реконструкцию «Музей живописной культуры. Список № 1». Что-то подобное той,вековой давности истории происходит исейчас.
Напрошлой неделе сотрудникам отдела новейших течений ГТГ сообщили оего расформировании,попросив,однако,нераспространяться до22октября,накоторое назначена ликвидация.
Новость тем неменее просочилась вмир,ивсубботу спротестомвыступил Андрей Ерофеев. Ввоскресенье вечером его письмо,под которым подписалось более 200 профессионалов всфере искусства игуманитарных наук (среди них такие известные художники,как Игорь Макаревич,Виталий Комар иАлександр Меламид,Сергей иВладимир Мироненко,Павел Отдельнов,российские иевропейские кураторы имузейщики,втом числе БланшГринбаум-Сальгас,впрошлом— главный хранительфранцузских музеев,директор Национального музея Болгарии Ярослава Бубнова etc.) было направлено руководству музея. Кэтому исчерпывающему посланию,называющему акт дирекции «грубой инепростительной ошибкой,наносящей серьезный ущерб современному искусству России,музейному делу внашей стране,культурному кругозору отечественной публики,наконец,репутации самой Третьяковской галереи»,нечего добавить инечего ему возразить.
Подписанты понимают,что происходящее абсолютно укладывается врусло прочих процессов,происходящих вРоссии,исопротивление кажется бесполезным,носчитают делом чести возвысить голос против произвола.
Врядли кто-то вверхах ГТГ или Минкульте всерьез отреагирует написьмо. Перваяже реакция наскандал вылилась внаспех сляпанной информации для прессы,появившейся втелеграм-канале Третьяковки ввыходные. Вэтих гладких фразах,написанных невразумительным казенным языком— вдирекции Третьяковки эта лексика стала нормой жизни,обнаруживаются иследы реальных нововведений,нонесовсем тех,окоторых чиновники пытаются нам сообщить.
Вчастности,они обещают,что «врамках планового изменения структуры Государственной Третьяковской галереи Отдел новейших течений станет частью Отдела искусства второй половины ХХ–ХХI века ипродолжит заниматься изучением актуальных практик современного искусства». Речь идет о бывшем отделе живописи второй половины XXвека под руководством Натальи Александровой. Вкулуарах она известна своим,скажем так,снисходительным отношением кновейшим течениям. Ноэто à propos.
Важно,что кфонду вверенного ейотдела,охватывающего советский мейнстрим 1950–2000 годов,добавят все,что было создано вне традиции наисходе прошлого века изаистекшую четверть нынешнего. Пишут обэтом как онесущественном пополнении,анеовливании гигантского корпуса работ— иконечно,нетолько живописи,графики искульптуры,ноинсталляций,видеоартa. Как будто слона решили засунуть вмуху!
Вэтом укрупненном доабсурда отделе окажутся ицелые коллекции,переданные вдар Третьяковке,— изсобрания Марата Гельмана,Фонда Смирнова-Сорокина. Тамже окажется игениальная коллекция нонконформистов,собранная Леонидом Талочкиным,— только вней одной 2000 произведений.
Другая опасность состоит втом,что коллекцию,которая пополнялась все эти годы,могут распылить поразным отделам: графику— кграфике ит.д.Она перестанет дефакто существовать. Речь идет,еще раз,отысячах произведений (впостоянном собрании отдела новейших течений— около 9000 работ). Помимо этого,часть вещей,включая некоторые недавние приобретения идары,находится встадии оформления напостоянное хранение. Ликвидация отдела сорвет этот процесс,ичто будет сработами— вернут владельцам,авторам,наследникам,продадут другим музеям? Ноиных ужнет,атедалече. «Коммерсантъ» пишет,ссылаясь наЕрофеева,что навременном хранении числится около 3000 произведений иесть распоряжение разобраться сними до2027 года. Можно только догадываться,как.
Небудет отдела— небудут иновое искусство покупать. Это будет означать все тотже ненавистный тренд,который мынаблюдаем встране вцелом: вместо устремленности вбудущее— скатывание вчудовищное прошлое,окотором ивспоминать ненадо—мыуже внем.
Враспространенном официальном комментарии ГТГ есть еще любопытный момент: «Экспериментальный фонд прежнего отдела живописи второй половины ХХвека будет перераспределен внутри нового структурного подразделения Галереи». Новое подразделение— это,надо понимать,описанный выше укрупненный старый отдел. Аслово «экспериментальный» намекает напредставление руководителей ГТГ осовременном искусстве некак ошедеврах,акак обэксперименте,причем неудачном.
Они правда так считают— еще летом,аргументируя упразднение отдела кинопрограмм ГТГ его непрофильностью,начальство прилюдно называло кинотдел неудавшимся экспериментом. Эффективные менеджеры искренни всвоих дилетантских оценках— современное искусство вихглазах поопределению «дегенеративное».
Однако экспериментальный фонд вотделе живописи второй половины XXвека всамом деле существует. Созданный вконце 1990-х,онпостепенно вбирал всебя работы,созданные «вне жанра». Вэтом фонде оказались инсталляция Игоря Макаревича,объекты Андрея Красулина,объекты Андрея Монастырского ифотодокументация акций группы «Коллективные действия».
Вещи изэкспериментального фонда—ихвсего около 200— участвовали вомногих проектах,сочиненных отделом новейших течений,ипланировалось,разумеется,перевести коллекцию фонда вотдел. Нопроцесс этот небыстрый иотсотрудников независит. Что теперь будет сэтими вещами итысячами других,ответа нет,аожидать приходится худшего. Ибо современное искусство,как уже сказано,невоспринимается администрацией Третьяковки как предмет неточто первостепенной,нохоть какой-то важности.
Это бельмо наглазу,его надо убрать. Заступая напост,гендиректор ГТГ Елена Проничева сразуже заявила: «Мынемузей современного искусства». Полтора года спустя она претворяет слова вжизнь.
© Белорусская научно-техническая сеть