Прошла информация,что Московской патриархии требуется 250 военных священников — по епархиям даже соответствующее циркулярное письмо разослали. Я не совсем понимаю,зачем.
Священник не может убивать и благословлять убийства тоже не может
блог протоиерея Андрея Зинькова
Впервые опубликованов телеграм-канале «Маран Афа»
Понятно,что если относится ксвященнику,как кжрецу,тоего присутствие вдействующей армии объяснимо: отогнать злых духов,жертвоприношением умилостивить богов,вымолить победу над врагами итому подобное. Такие специалисты сопровождали любую языческую армию. Но,кажется,христианский священник— это нечто иное?
Яполагал,что это прежде всего пастырь,который направляет людей кБогу изаботится,чтобы христиане неуклонились отисполнения заповедей Божиих. Учит ихлюбви,милосердию,состраданию,тоесть,посути,тому,чему нет места навойне.
Вмоем представлении,христианский священник наполе боя может быть только водном единственном качестве (если только необладает какими-то медицинскими знаниями)— юродивого,который становится между противоборствующими сторонами иименем Христа умоляет ихпрекратить убивать друг друга.
Нояотаких священниках никогда неслыхал. Небыло таких,нивдревности,нивнедавнем прошлом. Ато,что было вместо этого,принеслоли какую-то пользу?
Институт военных священников существовал дореволюции. Извоспоминаний протопресвитера русской армии ифлота Георгия Шавельского мызнаем,что некоторые батюшки даже полки ватаку водили. Скрестом наперевес.
Нафронты Первой мировой было призвано более 5000 священнослужителей. Спаслоли это армию ифлот отразвала? Остановилоли взаимную жестокость даже непоотношению кврагам,аксвоим вчерашним сослуживцам?Помоглоли это церкви вгоды революции иГражданской войны? Может быть,вчерашние боевые товарищи недавали революционерам своих полковых капелланов вобиду?
Посвидетельству отца Георгия Шавельского,многие военные священники в1917–1918 годах были вынуждены сбривать бороды,переодеваться всолдатскую форму ивтаком виде бежать сфронта отнеминуемой расправы. Едва избежал гибели исам Шавельский.
Откудаже такая ненависть вовчерашних сослуживцах? Вместе скоторыми кормили вшей вокопах иходили ватаку,которых исповедовали ипричащалисв. Тайн?
Аможет чем-то нетем занимались священники навойне? Неотом говорили? Нетопроповедовали? НеХристу служили?
Тотже Шавельский приводит вопиющий случай,когда боевые офицеры— ещё довсякой революции,в1916 году,— устроили нужник впалатке,которая доэтого использовалась как полковой храм. Неправдали,это многое говорит обавторитете церкви нафронте,где смерть вродебы заставляет даже атеистов вспоминать оБоге?
Есть удивительное свидетельство,которое оставил бывший военный священник архимандрит Спиридон Кисляков. В1914г. после начала войны онвыступил проповедью,вкоторой,вчастности,сказал:
«Пока христиане будут вести войны,дотех пор они… невправе называть себя христианами».
Тем неменее,оннеостался встороне,ачестно попытался понять естьли место христианину (итем более священнику) навойне. Ведь так убедительны были ссылки наАлександра Невского,Сергия Радонежского,Ослябю иПересвета,— все теимперские мифы,которыми церковь неодну сотню лет оправдывала свое отступничество отЕвангелия иХриста.
Оннаписал рапорт идобровольно ушел нафронт.
Вполковой церкви влесу архимандрит Спиридон служил Литургию,причащал солдат,говорил проповедь,после чего,каконпишет,причащенные солдаты шли напередовую «убивать христиан». Таким образом онпричастил Крови иТела Христовых неменее 200 тысяч человек.
Перелом внем произошел после того,как онсам попал под бомбежку. Лежа наземле ивужасе прижимаясь кней,онвидел над головой брюхо немецкого аэроплана согромным черным крестом. Иизраскрывающейся «нижней продольной конечности» этого креста налюдей летели бомбы.
Эти бомбы идали ему ответ навопрос охристианском отношении квойне:
«Война,вкоторую Россия попала,как вкапкан,есть погибель. Прежде всего,погибель для человека,которого тарастаптывает впрах,унижая внем образ Божий: война есть пагуба идля всего христианства».
Апотому: «Пастыри Христовы недолжны знать абсолютно никакой государственной власти итем более жертвовать ейсвоих христиан,вкачестве солдат; ибо Христос никакому царю,никаким земным властям невручал Своих христиан…».
Так вначале XXвека писал бывший военный священник,который искал вхристианстве Христа,анематериальной выгоды ицерковных наград. Ксожалению,его одинокий голос небыл услышан нитогда,нипозже.
Прошло сто лет,амыпо-прежнему возвращаемся ктомуже вопросу: что делать священнику (ивообще любому христианину) навойне?
© Белорусская научно-техническая сеть