Генерал Мохаммад Джафар Асади,высокопоставленный член Корпуса стражей исламской революции,дал интервью иранскому государственному телевидению. В интервью содержались резкие нападки на еврейский народ.
Демонстрация лояльности иранским властям не спасла иранских евреев от нападок
IslamNews
Генерал заявил,что евреи якобы «напротяжении всей истории причиняли большие страдания мусульманскому миру» и,ссылаясьнаКоран,утверждал,чтоевреи— величайшие враги мусульман. «Уевреев нет чести идостоинства,— продолжал Асади,командовавший иранскими силами вСирии,— они позорят все человечество. Если те,кто совершил геноцид всекторе Газа,неевреи,токто они?» И наконец,высказал претензии: «Где евреи,которые пойдут жаловаться США иЕвропе,что Израиль ихпозорит?»
Аналитики Иерусалимского центра иностранных дел ибезопасности (JCFA) считают,что заявления Асади иллюстрируют уровень антисемитского подстрекательства вИране,где все еще проживает еврейская община,насчитывающая 8-10тыс. человек.
Но дело не только в Иране,с которым все понятно.Вспорах вокруг старого как мир феномена «двойной лояльности» полемисты пересекают все красные линии. Гипертрофированный грех двойной лояльности нередко используется для обвинений вовраждебности кстране проживания,нетолько тоталитарного Ирана. Отсюда иярко выраженный антисемитский акцент,воснове которого извечное подозрение: любой еврей вдиаспоре «поумолчанию» солидарен сИзраилем идействует всоответствии сего интересами.
Многовековое сосуществование евреев ссоседями вразличных государствах иконтакты иудеев свластями регулировались особым религиозным постановлением. Канон Талмуда,известный как «Закон государства (царства)— обязательный закон» (Дина де-малхута дина),был иостается вцентре внимания комментаторов начиная смудреца III века Шмуэля идонаших современников.
Этот принцип приводится в вавилонском Талмуде отимени мудреца Шмуэля внескольких местах ивразных контекстах: трактат «Гитин» (Развод) 10б,трактат «Недарим» (Обеты) 28а,трактат «Баба кама» (Первые врата) 113а-б,трактат «Баба батра» (Последние врата) 54б–55а.
Ноесть нюанс.
Несмотря навнешнюю категоричность,постулат этот отнюдь непредполагает абсолютную лояльность евреев власти при любых обстоятельствах. Опонимании этого закона веврейской правовой системе япишу всвоей последней книге «Чемодан,вокзал,Израиль. Кистории антисемитизма вСССР»,она вышла вЛондоне напрошлой неделе. Помнению многих толкователей,закон релевантен лишь при полном равенстве евреев сдругими гражданами,при соблюдении норм,аесли нет,евреи необязаны подчиняться воле таких властелинов.
Теме двойной лояльности посвящены десятки современных исследований.
Антидиффамационная лига свидетельствует,что упрек вдвойной лояльности— наиболее распространенный сегодня антисемитский тренд. Вэто клише верит 41% населения стран,где проводился опрос. Или,вабсолютных цифрах,если экстраполировать,— примерно 1,7млрд человек. А29% респондентов считает,что евреи обладают «чрезмерной» властью ивлиянием вмире.
Известный историк,возглавлявший Institute for Global Jewish Affairs,Манфред Герштенфельд полагал,что подобные заблуждения создают благодатную почву для многих других антисемитских трендов: «Если интересы еврейского государства противоречат интересам страны проживания еврея,антисемит может обвинить его вподдержке Израиля,словно говоря «вынеодин изнас,— писал ученый. —Крайняя форма упрека вдвойной лояльности сводится кобвинению визмене».
Как сообщило ИАIslamNews всентябре 2023 года «Евреи Ирана вышли наакции вподдержку Палестины. Массовые шествия прошли вТегеране,атакже впровинциях Исфахан,Йезд,Фарс иКерманшах. Участники этих акций заявили,что „иудаизм неимеет ничего общего ссионизмом“. Кроме того,они осудили преступления Израиля против палестинцев. Мероприятия,поддерживающие законные права палестинцев иосуждающие сионизм,прошли также всинагогах иеврейских центрах повсей стране».
Надоли комментировать подобные заявления иранской пропаганды,ичто движет лидерами еврейской общины,чтобы действовать подобным образом? Как в связи с этим невспомнить об Антисионистском комитете советской общественности (АКСО),созданном в1983г. воглаве светераном Великой Отечественной войны,дважды Героем Сотского Союза,генерал-полковником ДавидомДрагунским. Его первым заместителем изаместителями были назначены соответственно ученый-правовед Самуил Зивс,Марк Крупкин (полковник КГБ СССР),писатель Юрий Колесников ижурналист-востоковед Игорь Беляев. Всостав Комитета вошли также академики Мартин Кабачник (химик-органик) иТеодор Ойзерман (философ),член-корреспондент АНСССР Владимир Кудрявцев (правовед),востоковед,профессор Дипломатической академии МИД СССР Григорий Бондаревский,главный редактор литовского журнала Komunistas,бывший партизан Генрикас Зиманас,композитор Матвей Блантер,актрисы Элина Быстрицкая иАнгелина Степанова,поэты Арон Вергелис иАндрей Дементьев,писатели Генрих Гофман (летчик,Герой Советского Союза) иЦезарь Солодарь (автор антисионистских книг),киносценарист Борис Шейнин идр. Ихподписи появились 1апреля 1983 года под обращением «ковсем советским гражданам» спризывом создать «добровольную организацию». Обращение вышло вовсех центральных газетах,где сионизм был назван явлением,которое «концентрирует всебе крайний национализм,шовинизм ирасовую нетерпимость,оправдание территориальных захватов ианнексий,вооруженный авантюризм,культ политической вседозволенности ибезнаказанности,демагогию иидеологические диверсии,грязные маневры ивероломство» («Правда»,1983г.,1апреля). Видеосюжет «Сионизму— нет!»,демонстрировался вовсех кинотеатрах страны. Несколько позднее главный раввин московской хоральной синагоги Яаков Фишман также стал членом АКСО.
Заметной фигурой вКомитете был писатель Юрий Антонович Колесников (Йона Тойвович Гольдштейн),удостоенный премии им.Константина Симонова занеоднократно переиздававшийся роман «Занавес приподнят»,где автор «разоблачает антинародную сущность сионизма,который… является обратной стороной фашистской медали». Родившись в1922-м году врумынской тогда Бессарабии,онпосле ееприсоединения в1940-м кСССР поступил наслужбу вНКВД. Весной 1942 года был назначен командиром диверсионной группы,заброшенной воккупированную Белоруссию. Осенью тогоже года наМогилевщине спас отнеминуемого уничтожения немалую часть евреев деревни Самотевичи (горько сожалел,что невсех). Впоследствии участвовал вбоевых рейдах потылам врага всоставе партизанских соединений Семена Ковпака иПетра Вершигоры,каждый изкоторых представлял Колесникова завыполнение опасных спецзаданий кзванию Героя Советского Союза,которое он,однако,так инеполучил. Став после войны сотрудником Первого главного (разведывательного) управления МГБ СССР,Колесников был нелегально заброшен в1946-м вподмандатную Палестину. Вместе сдвумя другими советскими разведчиками сформировал вХайфе нелегальную агентурную сеть,наладившую канал снабжения через Румынию трофейным стрелковым вооружением ипротивотанковыми гранатами еврейских военизированных формирований (группы Штерна идр.),сражавшихся сангличанами. (Подробно: Судоплатов П.А.Спецоперации. Лубянка иКремль 1930–1950 годы. М.,1997. С.471—472.) В1948-м Колесников вернулся вМоскву,аспустя три года стал жертвой «антисионистской» чистки органов госбезопасности. После увольнения взапас занялся литературным трудом,ав1995-м «замужество игероизм,проявленные при выполнении специальных заданий втылу врага»,Колесникову присвоили звание Героя России.
Впрочем,настоящее уважение впамяти евреев инеевреев все эти люди заслужили незаихпропагандистско-литературную деятельность.
***
Обвинения вадрес евреев как «пятой колонны» стали звучать сновой силой после Второй мировой войны,втом числе встранах-победительницах,таких как Советский Союз. Этот феномен продолжает будоражить умы,вызывая споры иопасения,особенно среди еврейских общин,включая общину вИране,для которой подобные высказывания— очередной тревожный сигнал.
© Белорусская научно-техническая сеть